Наш телефон: 8 800 777-23-07

«Вкус» столовых приборов: влияние веса, размера, формы и цвета пластиковых столовых приборов на вкусовое восприятие пищи

By Триал Маркет on 16.07.2013 in Разное
0
0

Вкусовое восприятие пищи – это сложный мультисенсорный процесс. В нем огромную роль играет не только вкус и аромат пищи, но и атмосфера, в которой мы находимся, и музыка, которая  играет в помещении. До того момента, когда мы попробуем пищу, наш мозг уже создает  представление  о ней по внешнему виду, по тому в какой посуде она подана и какие приборы мы используем. Визуальные и тактильные составляющие столовых приборов (вес, цвет, размер, форма и текстура) напрямую воздействуют на мультисенсорное восприятие вкуса и аромата еды. Это доказывает исследование ученых Оксфордского университета.

Была проведена серия экспериментов, в которых размер, форма,  цвет и вес  столовых приборов намеренно варьировались с целью выявления  характеристик,  влияющих на вкусовое восприятие пищи.

Ученые доказали, что цвет влияет на  эмоции человека и, в зависимости от того, какие это  эмоции, ему может нравиться или не нравиться вкус еды. Альтернативным объяснением влияние цвета на вкус может быть осознание предыдущего опыта — то есть люди строят ожидание того, каков будет вкус исходя из контраста цветов еды и посуды. К примеру, йогурт розового цвета может показаться слаще (цвет воспринимается как йогурт из ягод),  в то время как красные тарелки могут спровоцировать вкусовое ощущение солености, если, к примеру, раньше человек ел суши на красной тарелке. Ожидания могут накапливаться в результате ассоциативного опыта  или быть  запрограммированы в процессе эволюции. В свою очередь, цветные приборы, используемые с меньшей регулярностью, несут меньше ожиданий, чем цвет пищи.

Доктор Ванесса Харрар (Vanessa Harrar) и профессор Чарльз Спенс (Charles Spence) провели 3 эксперимента, в которых пытались выявить, как столовые приборы влияют на восприятие еды.

В первом эксперименте необходимо было оценить густоту, дороговизну и сладость йогурта,  и как на восприятие влияет вес и размер ложки, которой его едят.  Было предложено попробовать йогурт пятью разными пластиковыми ложками: две чайные, 2 столовые и одна металлизированная, все ложки различны по весу.

По результатам эксперимента был сделан вывод, что йогурт, который пробовали более  тяжелой ложкой, был оценен как менее густой и менее дорогой. При этом, размер ложки не влияет на восприятие густоты  и дороговизны, но влияет на восприятие сладости продукта, так как для каждого из блюд используется свой размерный ряд приборов. К примеру, маленькие ложки чаще всего используются для десертов, для размешивания сахара в кофе, и так далее. Поэтому блюда, которые мы пробуем маленькой ложкой, кажутся нам слаще, чем блюда, которые мы пробуем столовой  ложкой.

Второй эксперимент заключался в том, что участникам было предложено попробовать 2 вида йогурта — белый и розовый — набором одинаковых пластиковых ложек разных цветов. Исследователи установили, что если йогурт пробовали белой ложкой, он казался более сладким, более дорогим и более вкусным, чем розовый йогурт.

В черной ложке белый йогурт имел более соленый вкус, чем розовый.  Однако ситуация была обратной на синей ложке – розовый йогурт становился соленее белого. Синий цвет у людей ассоциируется, в основном, с солеными снеками и поэтому данное восприятие цвета перенеслось и на йогурт.

В третьем эксперименте исследователи  предложили участникам попробовать сыр с помощью ножа, вилки, ложки или зубочистки, чтобы проверить, тем самым, как геометрические формы влияют на восприятие вкуса еды. В ходе исследования было выяснено, что сыр, который пробовали при помощи ножа, показался участникам наиболее соленым, по сравнению с другими приборами.

Исследования, проведенные английскими учеными, показали, что от выбора столовых приборов зависит восприятие человеком вкусовых качеств еды. Важными факторами являются внешний вид, тактильные ощущения, цвет, вес, размер и форма столовых приборов. Существуют доказательства того, что то, сколько люди едят, зависит от размера посуды и ее цвета. Было доказано и то, что люди едят меньше из красной посуды или пьют меньше когда, к примеру,  напиток имеет красную этикетку. Данный  принцип могут использовать диетологи, чтобы повысить этикет еды и исключить  из рациона человека нездоровую пищу.

Ссылка на источник исследования (формат PDF, англ. язык)

ПоделитьсяShare on Facebook0Share on Google+0Tweet about this on TwitterShare on VK

About the Author

Триал МаркетView all posts by Триал Маркет

0 Comments

Add comment

Leave a Reply